НОВЫЕ МЕДИА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМАТ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

СОВРЕМЕННЫE СМИ

В статье рассматриваются новые тенденции развития СМИ на примере деятельности радиостанций. Современная информационная революция оказывает значительные влияния на все сферы общественного развития. Многократно возрастает в этом процессе роль СМИ взаимодействующих с новыми информационными технологиями, меняется и облик самих СМИ.

In article new tendencies of development of mass media on the example of activity of radio stations are considered. Modern information revolution has considerable impacts on all spheres of social development. Repeatedly the role of mass media interacting with new information technologies increases in this process, the shape of mass media changes also

На сегодняшний день новые медиа становятся неотъемлемой частью удачного функционирования современных СМИ. С одной стороны, благодаря современным технологиям, многие СМИ привлекают более широкий пласт аудитории, тем самым, укрепляя свои позиции в традиционном формате. С другой – фактические потребители новых медиа в основном активные пользователи Интернета (аудитория до 30-40 лет), что в значительной мере ограничивает возможности современной конвергенции СМИ и Интернета, как правило, рамками развлекательного контента.

Точного определения новых медиа не существует, фактически, это все современные интерактивные цифровые, компьютерные, информационные и сетевые технологии общения, способные мгновенно передать любую информацию. То есть основной их характеристикой является – sodal, local and mobile1 (социальные, местные, мобильные), которые можно использовать в целях расширения возможностей современных СМИ.

Само понятие «новые медиа» уже давно не новое, этим технологиям примерно 20 лет, именно поэтому, создавая сейчас любой девайс2 побочный продукт СМИ, следует понимать, что современное поколение, то есть, фактически будущая или уже реальная платежеспособная аудитория, не просто является активным цифровым пользователем, а считает данный интерактивный вид связи – основным источником информации.

Современные люди уже привыкли получать информацию (новость или любой развлекательный контент) не в рамках одного источника СМИ, а скорее, как «пакет» или набор разноформатных предложений. Рассматривая с этой точки зрения радиовещание, можно с уверенность говорить, что для успешного функционирования современных радиостанций, фактически основной упор делается на пост-продакшн , хотя, в контексте новых медиа – пост-продакшн работает параллельно эфиру. Это означает, что новые медиа позволяют сделать из любого аудио- фото- видео- формата – интерактивный контент. Любые акции радиостанции освещаются интерактивно в социальных сетях -выкладываются фотографии, пишутся посты, ведется он-лайн трансляция и параллельно видеоконференция со слушателями и т.д. Конечно, это делается для привлечения дополнительной аудитории, но, в тоже время, широкое использования дополнительного материала, например, визуального, позволяет радиостанциям сблизиться со своей аудиторией, стать для них не просто голосом, но и запоминающейся фигурой, то есть чем больше визуализации и активности со стороны ди-джеев и работников радиостанции, тем ближе и интереснее они становится для своих слушателей.

Для современных СМИ, которые раньше достаточно четко могли определить и описать свою потенциальную аудиторию, новые медиа создали новое качество во взаимодействии с аудиторией. Поскольку «новые медиа радикально разрывают связь между физическим пространством, где находится человек, и социальным пространством, социальной сферой, в которой он вращается»1, аудитория СМИ теперь разнородна.

Любой продукт СМИ, который раньше предназначался для определенной категории зрителей, слушателей, читателей, теперь, фактически, открыт для любой цепляемой или «проходящей» аудитории. В этом ракурсе, хотелось бы отметить своевременность появления Федерального закона «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившего в силу 1 сентября 2012 года, который отвечает на назревшую проблему ответственности СМИ перед аудиторией, и обществом в целом, за нравственную составляющую контента.

Стоит отметить, что существует объективная потребность общества в целенаправленном позитивном влиянии СМИ на духовное и культурное развитие молодежи. Тем более, что оно сейчас достигается, в основном, под влиянием именно новых медиа в рамках современных СМИ.

Политика средств массовой информации в условиях конкуренции в рыночной экономики направлена, в основном, на бизнес-проекты и рекламу, что в данной ситуации дает дополнительную возможность негативного использования новых медиа. Сейчас любые СМИ пытаются привлечь интерактивный метод освещения при любом информационном поводе, зачастую не совсем предвидя последствия своих действий.

Поскольку новые медиа в первую очередь используют развлекательное наполнение, то при внедрении политического, религиозного и других воспитательных контентов, они, скорее всего, будут расценены, как очередной infotainment2 для потребителей массовой культуры или просто воспринят негативно.

Основная проблема новых медиа, это их массовость, что приводит к размыванию социально-психологических границ в информационном пространстве, происходит массовизация сознания, утрата интереса к классическим образцам культуры, ориентация аудитории на западные субкультуры, имеющие развлекательно-рекреативную направленность, приоритетом оказывается потребительская ориентация.

Один из основных факторов влияний новых медиа на современные СМИ – возникновение конкуренции, которая начала размывать сложившуюся систему градации потенциальной аудитории. Например, в рамках вещания музыкальных молодежных радиостанций, это выглядит так.

Сейчас, молодежные радиостанции, которые определяют чаще всего свою потенциальную аудиторию в границах 12 – 29 лет, столкнулись с новым интересным фактом – присоединением к их слушателям мужчин в возрасте 35 лет (идеальная платежеспособная аудитория.). Это очередное подтверждение развития новых медиа, поскольку данная аудитория является активным пользователем Интернет-контента и активно используют «яблочную» продукцию, и в частности iPad видео конвертер.

Постоянно появляющиеся девайсы, которые помогают еще быстрее и практически в любой точки земного шара быть социально активным, конечно же, значительным образом изменяют качество современной аудитории. Теперь СМИ актуальны и продуктивны в силу своей интерактивности.

Допустим, сейчас, чтобы сделать достаточно хороший социологический опрос о любом медийном продукте, можно бесплатно «выложить» голосование в своих соц.сетях и практически мгновенно получить данные от потенциальной аудитории, причем, выборка будет вполне репрезентативной и составлять примерно от 1,5 до 3-х тысяч пользователей. Если заказать такой же опрос в любой специализированной компании, то это будет не бесплатно, долго и дорого.

В месте с тем, стоит отметить, что интенсивное развитие новых медиа России, в основном относится к крупным городам, где более или менее относительно развита сеть Интернет (в лучшем случае 3G), в то время как в США уже везде используется технологии 4G или городской wi-fi, которые позволяют потребителю слушать в машине Интернет-радио. Поэтому, определить в полной мере, в какой степени современные медиа влияют на формат СМИ, не представляется возможным.

Однако, стоит отметить, что уже сейчас новые медиа в значительной степени облегчают работу сотрудников радиостанций, точнее, в том случае, если их руководство хочет и может правильно и активно внедрять новые технологии. В данном контексте, я не имею ввиду обычный Интернет сайт с постфактум выкладывающимися событиями или страницей в одной из соц.сетей, в которой иногда появляется фотография или комментарий ведущего. Современное использование новых медиа подразумевает под собой интерактивное и параллельное ведение эфира и реагирование на любую активность в соц.сетях, постепенный отказ от смс и переход исключительно в Интернет пространство.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что на сегодняшний день современные СМИ не в полной мере используют возможности медиа в рамках своих форматов. Эта работа только обретает развитие. Поэтому при решении первоочередных задач, следует начинать с всестороннего анализа предпочтений аудитории, обращать пристальное внимание и анализировать ее негативные отзывы, мониторить изменение ее состава по возрасту и социальному статусу, и, исходя из поставленных задач, по мере возможности искать идеальное соотношение конвергенции продукта СМИ с новыми медиа. При достижении вышеуказанного баланса, будущее современных СМИ, как многие сейчас считают, это не полный уход в Интернет пространство, а все-таки, взаимодействие и продуктивное сотрудничество СМИ с современным Интернет контентом.