Как экономить время в твиттере

twitter

Мне часто задают вопрос: «Сколько времени следует тратить на твиттер?»

Однозначно ответить на него невозможно – так же как нельзя четко определить, сколько денег компании нужно выделять на рекламу или сколько направлять на научные исследования и конструкторские разработки. Тут все зависит от конкретных целей и структуры бизнеса конкурентов.

Пройдет немало времени, прежде чем социальные медиа начнут приносить реальную пользу как инструмент маркетинга, что для многих организаций становится весьма существенным препятствием. К сожалению, часто новые обязанности нередко возлагаются на людей и подразделения, у которых и так работы невпроворот. Это нечестно и неразумно и никогда не сработает в долгосрочной перспективе. Поэтому я рекомендовал бы переосмыслить свой подход к маркетингу в целом и подумать, как в него вписываются новые каналы социальных медиа, в том числе твиттер.

Скорее всего, сегодня ваши клиенты проводят больше времени в социальных сетях и меньше на промышленных выставках, за чтением отраслевых журналов и перепиской по электронной почте. В последние несколько лет люди стали прохладнее относиться даже к именитым сайтам. Возможно, пришло время перераспределить бюджет и время между традиционными медиа и другими, относительно новыми каналами коммуникации и развития сетей деловых связей.

Много лет назад, основывая собственный бизнес, я потратил массу времени и средств на создание сети бизнес-контактов, что называется, вживую. Ну, вы знаете, на встречи с сотрудниками Торговой палаты. Бесконечные блиц-свидания. Посещение отраслевых выставок. Поиск и общение с потенциальными клиентами и партнерами на международном уровне с применением всевозможных технических средств.

Надо сказать, когда я начинал самостоятельный путь в бизнесе, данный подход, по сути, был единственно возможным. Моя последняя «корпоративная» работа носила глобальный характер. На протяжении целого ряда лет я руководил командами из Китая, России, Бразилии, Австралии – да практически из всех уголков мира – и, в сущности, практически не вел дел в своем родном регионе, поэтому не накопил почти никаких деловых контактов! Так что у меня просто не было иного выбора: пришлось брать ноги в руки и отправляться обмениваться рукопожатиями.

Я методично и целенаправленно встречался с разными людьми за обедами и ужинами, изо всех сил надеясь, что эти контакты приведут к новым, более значимым деловым связям, а простые собеседники превратятся со временем в выгодных клиентов. Этот бесконечный цикл встреч с одними и теми же страховыми агентами, риелторами и разными другими людьми все повторялся и повторялся.

И вот однажды настал момент, заставивший меня окончательно осознать: надо найти другой способ. Я присутствовал на местном собрании под названием TNT. Сейчас не помню, как расшифровывалась эта аббревиатура, но N точно означало Networking (то есть налаживание деловых связей). Мероприятие началось с краткого бравурного выступления каждого присутствующего в адрес его компании. Зал неизменно в завершение взрывался криком «Ура!». Так вот что такое TNT! Кстати, я понятия не имел, что они будут так кричать, и после первого вопля меня надо было отскребать от потолка.

Все это было вовсе не для меня. Да и в любом случае метод явно не работал. Конечно, я встретил там много милых, приятных людей, но все они, как и я, пытались друг другу что-нибудь продать. Я даже нашел нескольких небольших клиентов, но они не были готовы мыслить и сотрудничать на том стратегическом уровне, к которому стремился я. Им требовались рекламные вывески, а не организационные стратегии. Если бы я застрял тогда на том уровне, наверное, смог бы зарабатывать себе на жизнь, но мне-то хотелось чего-то неизмеримо большего.

Кроме того, имелась еще одна проблема: встречи поглощали массу драгоценного времени. Некоторые мероприятия длились полтора часа и дольше и проводились каждую неделю, прибавьте к этому еще время на дорогу. Открыв для себя твиттер, я понял, что теперь смогу налаживать контакты с конкретными, потенциально полезными для меня людьми, а не довольствоваться тем, что есть. И еще я понял, что можно раскинуть сеть несравненно шире – по сути, по всему миру, – не выходя при этом из рабочего кабинета. И взаимодействовать с людьми можно на собственных условиях, по своему усмотрению распределяя силы и время. Хоть в пижаме.

Выгоды от использования твиттера как площадки для налаживания и укрепления деловых контактов становились все более очевидным, и впоследствии я полностью отказался от съедавших массу времени и денег личных встреч и собраний. Сегодня я владею процветающей компанией, работающей на международном уровне, и мой бизнес практически полностью построен с помощью социальных медиа. Четверо крупнейших клиентов, пятеро самых ценных сотрудников и должность преподавателя в Ратгерском университете – все это дал мне твиттер.

Не поймите меня превратно. Я вовсе не утверждаю, что налаживание деловых связей путем живого, личного общения неэффективно и немодно. Многие люди видят в таком общении огромные преимущества; так всегда было и будет. Я только говорю, что для моей индивидуальной стратегии установление деловых контактов в онлайновой среде оказалось наиболее продуктивным источником потенциальных клиентов и ценности для бизнеса в целом. Достаточно сказать, например, что я ежедневно проводил в твиттере больше часа, и все равно по сравнению с традиционным подходом экономия времени была существенной. Согласитесь, тут есть над чем поразмыслить.

Итак, сколько же времени требует твиттер? Если вы делаете первые шаги и вам надо, что называется, закрепиться, я бы порекомендовал выделить на твиттер не меньше двадцати минут в день. Скорее всего, вам захочется оставаться в нем дольше, но давайте начнем с этого.

Остальную часть главы я разделил на две части: в первой мой подход описан для новичков, а во второй для более опытных, продвинутых твиттерян.

Двадцати минутный режим для начинающих

Для мира, одержимого идеей участия и общения, это немного нетрадиционный совет: на несколько недель забудьте и об участии, и об общении. Если вы новичок и можете уделять твиттеру не больше двадцати минут в день, сосредоточьтесь на создании адекватного «племени» фолловеров. Причины, по которым стоит начать именно с этого, мы с вами уже обсуждали.

Итак, в первые пару месяцев пишите как минимум по одному твиту в день, чтобы твиттеряне заметили ваше присутствие и активность, но большую часть времени посвящайте поиску и следованию за интересными людьми, используя для этого методы, описанные в главе 5. И не стоит беспокоиться, становятся ли эти люди в ответ вашими фолловерами. Это придет со временем. Создание активного и значимого «племени» – обязательное предварительное условие успеха в твиттере.

А остальное время посвятите чтению твитов новых друзей, иногда отвечайте им. Так вы поймете, какие твиты вам больше всего нравятся, а данная информация очень пригодится, когда вы начнете активнее писать. Данный режим, помимо всего прочего, поможет вам войти в ритм твиттера, а по ходу дела завязать новые интересные взаимоотношения.

Двадцатиминутный режим для опытных пользователей

Давайте посмотрим правде в глаза: перед тем, кто полностью погрузился в твиттер и в полной мере осознал его прелесть и пользу, рано или поздно встанет весьма трудная задача: как не «подсесть» на этот отличный сервис, чтобы он не «съедал» все время?! После того как вы окружили себя по-настоящему интересными людьми, очень просто увлечься и, переходя от ссылки к ссылке, углубляться все дальше и дальше в «кроличью нору». Это действительно затягивает.

Так что, если вы накопили критическую массу – не менее двух сот фолловеров, – пора заняться налаживанием значимых контактов. Предлагаю вашему вниманию несколько советов по экономии времени.

– Возьмите за привычку каждый раз, прочитав что-то интересное в интернете, делиться этим в твиттере. С помощью удобного инструмента Buffer вы сможете распределять свои твиты на весь день, даже если в одном прочитанном контенте содержится много любопытных и полезных элементов информации.

– Если вы проводите в твиттере не больше двадцати минут в день, старайтесь делать это в разное время суток; так у вас будет шанс наладить взаимное общение с широким кругом твиттерян.

– Возьмите на вооружение такие мощные инструменты систематизации, как TweetDeck и HootSuite (о них я расскажу в следующей главе). Это отличные платформы для повышения эффективности использования твиттера, которые помогают сосредоточиться именно на тех, кто активно с вами общается.

– Одна из самых экономичных с точки зрения затрат времени стратегий применения твиттера – рет-виттинг. Он позволяет одним махом достигать двух целей: предлагать людям интересное и значимое содержание и попутно укреплять связь с фолловером, опубликовавшим твит, который вы ретвитите.

– Используйте полезные утилиты вроде Ping.fm для одновременного размещения информации в твиттере, Facebook, Linkedln и других платформах.

– Еще один способ экономии времени – использовать твиттер-приложение для смартфона. Это позволит вам общаться в твиттере во время вынужденного бездействия, например, пока ждете ребенка из школы, чтобы отвезти его домой!

Можно ли держать руку на пульсе всего, что происходит в вашей ленте твиттера? Увы, это невозможно, даже если зависать в твиттере сутками. Но если вы хотите повысить эффективность при двадцатиминутном использовании сервиса, достаточно лишь следовать описанным выше правилам экономии времени и дисциплинированно соблюдать четко расставленные приоритеты.

А если вы предлагаете потребителям персонифицированные услуги или владеете компанией, которая может извлечь большую выгоду из разветвленных индивидуальных контактов, то, по всей вероятности, решите затрачивать больше времени на этот канал коммуникации.

Аутсорсинг: экономия времени в чистом виде?

А нельзя ли передать функцию твиттинга рекламному агентству или компании, специализирующейся на связях с общественностью и таким образом обеспечить максимальную экономию времени?

Как мы уже говорили, при общении в твиттере, как и во всех видах маркетинговой деятельности, надо стремиться к искренности. Для этого персональный профиль должен полностью отражать вашу индивидуальность; следовательно, твиты и комментарии вы обязательно должны писать сами. И это не обсуждается.

Одна моя подруга наладила в твиттере контакт с крупным бизнесменом, которым она давно восхищалась и который являлся владельцем крупного информационныого портала для родителей Детинформ, www.detinform.ru, детские организации. Они обменялись множеством твитов, и этот человек даже дал девушке полезные советы по поводу карьерного роста. А потом, во время одной конференции, ей выпал шанс познакомиться с ним лично. Но когда она представилась, ответом ей был недоуменный взгляд. Смущенный предприниматель признался, что никогда о ней ничего не слышал, а твиты за него пишут штатные сотрудники агентства по связям с общественностью. Понятно, что его репутации в глазах моей подруги был нанесен сокрушительный удар… как и в глазах всех, кому она потом рассказала об этом инциденте!

Широкую огласку получила и история о том, как сотрудник одного агентства по связям с общественностью по ошибке разместил от имени корпорации Chrysler твит следующего содержания: «Я нахожу нелепым, что Детройт считается городом автомобилистов; тут никто ни черта не умеет водить».

Парень думал, что пишет со своей учетной записи, но по ошибке твит ушел в сеть от имени Chrysler. В итоге молодой человек потерял работу, а агентство -выгодного клиента.

Подделки в твиттере дорого обходятся.

Однако если у вас просто нет иного выбора, кроме как привлечь кого-нибудь к написанию твитов от имени вашей компании, передайте эту функцию проверенной сторонней организации или распределите задачу между несколькими доверенными лицами. Если вы все же решились на аутсорсинг:

– максимально четко и реалистично сформулируйте свои цели;

– четко разграничьте сферы ответственности;

– заранее подготовьте подробный план контента, тщательно продумайте его тон и частоту размещения;

– обращаясь к сторонней организации, будьте готовы выслушать советы и при необходимости последовать им. Большинство специалистов знают свое дело, и в их интересах использовать свой опыт на ваше благо.

Убедитесь, что у вас есть план действий на случай форс-мажорных ситуаций, то есть если что-то пойдет не так. Если вы привлекли к делу специализированное агентство, попросите продемонстрировать, как оно управляет вашей учетной записью. Убедитесь, что ею управляют отдельно от аккаунтов других клиентов агентства, чтобы ваши твиты по ошибке не были отправлены от чужого имени, – такое случается при использовании совместной платформы. Попросите о личной встрече со всеми, кто будет писать твиты с вашей учетной записи, и подготовьте для них небольшой свод правил или инструкций по твиттингу. Аутсорсинг не означает полного отказа от ответственности – убедитесь, что вы держите руку на пульсе и в любой момент можете потребовать отчет у каждого, кто пишет от вашего имени.

Прежде чем решиться на аутсорсинг, тщательно взвесьте все плюсы и минусы такого шага. Помните, что одно из величайших преимуществ социальных медиа заключается в «гуманизации» бренда, и даже самые крупные бренды находят способы успешно выполнить эту задачу. В долгосрочной перспективе любая компания должна стремиться к тому, чтобы сделать каждого сотрудника своего рода «маяком бренда» в твиттере, а не полагаться в этом важном деле на посторонних.