Взаимодействия в сети должны подчиняться общественным нормам

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕТИ

О социальных сетях сейчас говорят много, но что означает сам термин «социальные сети»? Многие считают, что социальные сети — это «социальное» программное обеспечение или приложения, которые можно использовать, для продвижения бизнеса или кампании либо бренда в Сети. Но если вы задумаетесь, так ли это, то осознаете, что все интернет-взаимодействия являются социальными взаимодействиями.

Само ваше появление на веб-сайте является социальным взаимодействием. Даже заполнение формы на правительственном сайте для обновления регистрации автомобиля является социальным взаимодействием.

ПРАВИЛА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Когда люди взаимодействуют между собой, они следуют нормам и правилам социальных взаимодействий. Например, вы сидите в открытом кафе, куда заходит ваш друг Марк. Он подходит к вам и говорит: «Привет, Ричард, как дела?». Марк ожидает, что вы будете с ним взаимодействовать и что это взаимодействие будет следовать определенному протоколу.

Согласно этому протоколу, вы должны оторваться от чашки кофе и взглянуть на говорящего. Если ваше предыдущее взаимодействие было позитивным, тогда он может ожидать, что вы улыбнетесь. Далее предполагается, что вы ответите что-нибудь вроде: «Все в порядке. Я сижу и наслаждаюсь прекрасной погодой». Как дальше пойдет развитие диалога, зависит от того, насколько хорошо вы знаете друг друга. Если вы случайные знакомые, вы, возможно, захотите свернуть разговор: «Ну что ж, наслаждайся, пока есть возможность. Пока!» Если вы близкие друзья, то, возможно, он подсядет к вам и разговор будет долгим. Вы оба следуете протоколу взаимодействия, и если один из вас его нарушит, другой будет чувствовать себя некомфортно. Например, если Марк спросит, как идут дела, но не получит ответа.

Может быть, вы им пренебрегаете? Или не хотите его видеть? Что, если вы ответите: «Моя сестра никогда не любила синий цвет» и уставитесь в пространство? Или ответите, сообщив личную информацию, которая является слишком личной? Во всех этих сценариях Марк будет чувствовать себя некомфортно. Он, вероятно, попытается закончить разговор как можно быстрее и будет избегать взаимодействия с вами, когда в следующий раз возникнет такая возможность.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ПОДЧИНЯЮТСЯ ПРАВИЛАМ

Все эти правила работают для интернет-взаимодействий. Когда вы заходите на веб-сайт (Например на сайт ремонта ноутбуков в воскресенске) или используете интерактивное приложение, у вас имеются пред- положения о том, какой ответ вы получите на сайте и какое взаимодействие желательно. И многие из этих ожиданий зеркально отражают ожидания людей при личных контактах.

Если веб-сайт не отвечает или слишком долго грузится, это выглядит так же, как если человек, к которому вы обращаетесь, игнорирует вас. Если сайт слишком рано запрашивает личную информацию, это похоже на то, что другая персона касается слишком личного. Если веб-сайт не сохраняет вашу информацию от сессии к сессии, это похоже на то, что собеседник не узнает вас или делает вид, что вы не знакомы.

веб-сайт
Веб-сайт не следует правилам социального взаимодействия

На рисунке выше показан пример веб-страницы, которая нарушает принятые в обществе правила. Сейчас, когда я пишу эту книгу, президентом Соединенных Штатов является Барак Обама. Представьте, что вы хотите получить информацию о том, как президент Обама использует социальные сети, чтобы побудить людей активно поддерживать его идеи. В ходе поисков вы заходите на сайт Национального комитета демократической партии. Домашняя страница запрашивает ваш адрес электронной почты и почтовый индекс. (В нижней части экрана есть кнопка Пропустить, но впечатление остается).

Подобное взаимодействие с веб-страницей с точки зрения ожиданий, связанных с социальными правилами, напоминает следующую ситуацию:

Вы идете по улице, некто подходит к вам и говорит: «Хотите узнать больше о том, как вы можете поддержать политику президента Обамы?» Человек протягивает вам брошюру. «Конечно», — отвечаете вы. Он убирает эту брошюру в свой карман и говорит: «Ах, извините. Прежде чем я продолжу разговор с вами или дам вам эту брошюру, вы должны дать мне ваш адрес электронной почты и почтовый индекс». — «Забудьте об этом!» — скажете вы и пойдете дальше. «Постойте! — кричит он. — Все в порядке, вы можете не давать адрес и почтовый индекс». Но вы уже не доверяете ему и не хотите с ним взаимодействовать.

Выводы:
— Работая над дизайном продукта, подумайте о взаимодействии, которое с его помощью будет осуществляться. Подчиняется ли оно правилам личного взаимодействия?

— Многие правила разработки потребительских свойств продукта действительно являются правилами, связанными с принятыми в обществе ожиданиями для взаимодействий. Следуя этим правилам, вы будете более уверены в том, что соответствуете ожиданиям.