Полезные советы при проектировании сайта

советы при проектировании сайта

Перед тем, как начать работу с сайтом, нужно прорисовать возможные сценарии поведения посетителя на вашем сайте. Это называется коридор принятия решений. Он описывает, по каким страницам человек должен пройти на вашем сайте, чтобы сделать покупку. Коридор принятия решений сильно зависит от ниши. Возьмем самый простой сайт, который продает самые простые вещи.

Допустим, это плееры iPad, самые простые. Коридор принятия решений может зависеть от входных точек. Человек может зайти с рекламы в любое место по большому счету, куда вы ему скажете. SEO с поисковиков обычно входят на главную страницу. Если человек ищет конкретный товар, то он, скорее всего, попадет на страницу товара. С контекстной рекламы он попадет на страницу товара. С тизерной рекламы он, скорее всего, попадет на страницу товара, потому что вы указываете, куда ему попадать. С таргетированной рекламы в социальных сетях он опять же попадает на страницу товара.


Другими словами, у нас два варианта: человек попадает либо на страницу товара, либо на главную страницу. В редких случаях он может оказаться еще на странице каталога. Допустим, вы даете рекламу «лучшие сумки у нас здесь» по запросу в контексте «сумки», и человек попадает в каталог сумок.

Тогда да, нельзя его посылать на главную страницу, если вы продаете и одежду, и сумки, и что-то еще. Его нельзя посылать и на страницу товара, потому что он ищет сумки вообще, а не какую-то конкретно. Соответственно, у нас коридор принятия решений начинается с трех страниц.

Мы можем нарисовать их сверху – это Главная, Каталог и Товар, а между ними будут стрелочки. От главной будут идти стрелочки к каталогу, от каталога будет идти стрелочка к товарной странице. В любом случае, если человек попал на главную страницу, он пойдет смотреть в каталог, потом пойдет смотреть в товар. Пошел он думать, что ему хочется купить.

Что может быть после этого? Если человек покупает быстро, то, скорее всего, он положит товар в корзину, зайдет в корзину и оформит заказ. У нас получается самый короткий Коридор принятия решений – это человек залетел на страницу товара, перешел в Корзину, перешел в Оплату.

Что еще может быть? Человек может со страницы товара переходить обратно в каталог и опять по товарам бегать.

Со страницы Товара человек может перейти на страницу Контактов, то есть он не хочет заказывать товар у вас через Корзину, но зато хочет посмотреть ваши контакты и позвонить вам, допустим, или написать. Также человек со страниц товара обычно переходит на страницу оплаты и доставки, и уже здесь принимает решения.

Поэтому страница Доставки и Оплаты – очень важна. Если там написана огромная простыня текста, либо ничего не написано, то человек у вас просто вылетает с сайта. Поэтому добавляем в длинный путь страницу Контакты, которая будет являться тоже последней, финальной, либо Оплата и Доставка, после которой человек или уходит, или переходит обратно в Товар (либо сразу в Корзину).

В итоге у нас имеется семь страниц, которые являются основными на вашем сайте:

1. Главная.
2. Каталог.
3. Товар.
4. Оплата и Доставка.
5. Контакты.
6. Корзина.
7. Оформление заказа

Как вариант, можно информацию об оплате и доставке добавлять в карточку товара, но в карточку товара не всегда добавишь, если очень много разных вариантов. Кратко можно в Карточке товара указать, сколько дней будет идти товар таким способом, другим или третьим. И каким способом производится оплата. Но подробную информацию все равно нужно будет разрабатывать и показывать на страницах оплаты и доставки.

Главная страница. Ее основная задача – заинтересовать и показать, что есть на сайте, на что обратить внимание и куда человеку лучше сейчас перейти.

По большому счету Главная страница – это такая многомерная развилка, на которой человек уже выбирает конкретно, куда ему направляться. На главной странице вам нужно будет выделить те места, в которые человека лучше подтолкнуть. Если у вас висит баннер, то баннер должен выделяться среди остальных элементов сайта. Человек должен нажать именно на него и попадать на страницу товара, который вам нужно продать.

Представим такую ситуацию. У вас уже есть интернет-магазин, у вас есть склад и в какой-то момент оказалось так, что у вас лежит очень много неликвидного товара. Разного товара. Допустим, вы занимаетесь одеждой и у вас лежат 10 джинсов, 20 футболок, кофты и кроссовки. Давно не покупали, вам нужно их сбыть. Вы делаете акцию на сайте, и у вас все очень быстро раскупают. Для этого на Главной обычно делается баннер. Можно делать не только на Главной, но и на всех страницах, но лучше начать с Главной. На Главную очень часто заходят.

Когда вы будете рисовать макет, вы должны понимать, на какие блоки стоит обращать внимание, на какие блоки должен нажимать пользователь. Если вы будете заказывать у дизайнера, то вы уже придете к нему с макетом и скажете – вот, смотри, у нас здесь Меню, здесь Каталог, здесь Товарные предложения, но нужно будет выделить вот эти и вот эти места, потому что мне важно продавать вот эти и эти товары.

У вас будут джинсы, рубашки, футболки, потом сумки и так далее, но вы скажете, что «основное мое направление – это джинсы, потому что прибыль у меня больше всего с них идет». Нужно как-то выделить джинсы. Соответственно, сами, когда рисуете макет, вы создаете, что пункт «джинсы» выделен, какой-то блок висит «перейдите на джинсы и получите дополнительную скидку или подарок» и так далее.

Еще есть такая ситуация, что у вас может быть двойное меню: Меню категорий и Меню брендов. Что такое Меню брендов? Допустим, мы берем фотоаппараты. У вас представлены все виды фотоаппаратов на сайте. Как можно понять, к какому виду меню покупателю нужно пройти?

Тут нужно использовать многомерное меню. Вы также должны понять, как это будет отображаться в вашем макете. Первое меню – это по категориям, то есть мыльницы, зеркалки, объективы, аксессуары и так далее. Второе меню – по брендам: Canon, Nikon, Sony и так далее. Если человек пришел и знает – я хочу Sony А1, он заходит, и уже на странице Sony видит свой фотоаппарат и покупает его.

Другой человек думает: я хочу какой-нибудь зеркальный фотоаппарат. Он заходит и выбирает в первом меню зеркальный фотоаппарат, и там уже выбирает, какой конкретно он будет брать. Опять же, если у вас будет такой серьезный магазин, то вам тоже это нужно будет отображать в макете.

Страница Категорий, которая должна переводить человека в какие-то товары. Со страницы Категорий человек не должен вываливаться, он не должен со страницы Категории переходить в Новости, он не должен со страницы Категорий переходить обратно на Главную. Со страницы Категорий человек должен переходить на страницу Товаров.

Поэтому товары должны быть представлены видно, понятно. Понятно, что можно перейти на страницу Товара или в принципе сразу купить со страницы Категорий. Для продуктовых магазинов гораздо проще выходить на страницу Категорий и покупать сразу оттуда. Выбираете, какое количество товара брать и какое выбирать. Если заходить на каждую страницу товара, то там уже будет сложно. Если у вас дорогой товар, который продается поштучно, то конечно тут лучше делать переход именно на страницу товара и уже чтобы покупатель со страницы Товара покупал свой товар.

Карточка Товара. Самое главное, что должно быть видно на странице Товара – это цена и кнопка «Купить». Человек должен видеть, что он заплатит эту цену и как это сделать вообще. По большому счету больше никаких отвлекающих факторов не должно наблюдаться на этой странице. Они будут, естественно, но их должен быть минимум, чтобы человек не просто так зашел и вывалился. Если действительно он просто зашел почитать, то он должен уйти обратно, и это альтернативный вариант.

На странице товара должна быть информация, выделенная ссылка на страницу Доставки и Оплаты. Что обычно нужно человеку? Ему нужно почитать информацию и купить, но перед этим он может подумать, а когда же мне его доставят? И тогда он заходит на страницу Доставки и Оплаты.

Также может быть выделен пункт меню Гарантия. «Мы гарантируем, что все доедет», «Если у вас сломается, мы вернем и привезем еще». Вам нужно подумать, какие пункты должны быть видны, именно когда человек зашел на страницу Товара.

Страница доставки и оплаты. Посетитель при оформлении заказа может заходить не в Корзину, а на страницу Доставки и Оплаты. По дизайну Оплата и Доставка не должна выделяться и быть какой-то необычной.

Тут идет требование именно к тексту, чтобы текст был отличный. Читался просто, был понятен, без всяких огромных слов, предложений, абзацев, «простыней» и так далее. Человек должен зайти и быстро понять, какой из пунктов оплаты и доставки ему подойдет, и есть ли они в принципе. То есть жирным шрифтом выделены пункты доставки и обычным, более мелким шрифтом – описание конкретики в этом пункте.

И обязательно со страницы оплаты – обратная ссылка в Карточку товара. Человек может нажать и «Назад», но лучше ему напомнить, что «вы смотрели только что такой-то товар – вернитесь обратно».

Страница Контакты. Еще один вариант – человек посмотрел Оплату и Доставку и зашел в Контакты. С Контактами все понятно, ничего сложного нет – указываете те контакты, по которым вы действительно можете быстро ответить человеку.

Как мы уже говорили в пункте про анализ конкурентов – если у вас будет много контактов, но ни по одному из них с вами связаться невозможно будет, то смысла в этих контактах вообще нет. Если вы не можете кроме телефона быстро ответить человеку никаким образом, то ставьте только телефон.

По-хорошему можно e-mail написать, но поставьте уведомление: «На e-mail мы отвечаем в течение 5 часов. На телефон ответим прямо сейчас». В Контактах еще можно указать адреса точек самовывоза, если они есть – это тоже идет в плюс к вашим продажам.

Корзина. Допустим, посетитель зашел не в Контакты, а пошел в Каталог, положил товар в Корзину, нажал кнопку «Купить» и перешел в Корзину. Что самое главное в Корзине?

Человек должен посмотреть, что он купил вообще. Посмотреть конечную цену вместе с доставкой и нажать «Оформить заказ». Поэтому самый главный элемент корзины – кнопка «Оформить заказ».

При этом он должен увидеть фотографию Товара, название Товара и цену Товара. Он может удалить его из Корзины, он может что-то еще добавить, а лучше изменить количество, потому что Добавить – он может пойти гулять по сайту и уйти. Поэтому самое главное в Корзине – это «Оформить заказ».

И вот когда он оформляет заказ – несмотря на то, что существует очень много наработок о том, как правильно сделать оформление заказа, в России все идет к тому, что Оформление заказа делается простейшее. Человек либо выбирает оплату электронными способами платежа и переходит в соответствующую платежную систему, либо оставляет просто имя и телефон, и ему перезванивает в течение короткого времени менеджер интернет-магазина.

И чем быстрее перезванивает интернет-магазин, тем лучше. Процент отказов гораздо ниже. Поэтому в Оформлении платежа самое главное указать два поля, которые нужно заполнить – это имя и телефон, и соответственно две кнопки, «Оформить заказ сейчас» и «Перейти на оплату электронными способами». Если не брать электронные способы оплаты, то просто Оформление заказа.

Подытожим информацию о 7 основных страницах вашего интернет-магазина. Самое главное то, что на одной странице наиболее видным элементом должен быть переход на следующую страницу по Коридору принятия решений, чтобы человек не начал ходить/бродить по сайту. Если человек пришел ходить/бродить по сайту, то он и будет ходить/бродить. Если человек пришел с необходимостью купить какой-то товар, то не всегда он купит его у вас. И вот тут его нужно направить.