Критерии оценки конкурентов

критерии оценки сайта

Вам нужно понять, насколько хорошо работает интернет-магазин каждого из ваших конкурентов. Для этого мы даже рекомендуем сделать тестовые заказы на каждом из них. При анализе конкурирующих интернет-магазинов составляется сводная таблица в Excel. В столбик выписываются конкуренты, допустим, интернет-магазин №1, интернет- магазин №2, интернет-магазин №3. А по горизонтали – пункты, по которым вы их оцениваете. Лучше всего проводить оценку по 10-бальной шкале.


Какие пункты нужно оценивать?

1. Дизайн сайта – это не только внешний вид, но и удобство использования. Более точное определение для этого пункта – юзабилити, то есть комфортность для пользователя и функциональность сайта.

2. Содержание сайта – наполненность сайта информацией и ее качество. Как описаны товары, какая информация кроме товаров присутствует еще: новости, статьи по темам, насколько много фотографий, есть ли вообще фотографии у товаров? Если фотографий товаров нет, то сайт сразу получает «1», потому что интернет-магазин без фотографий – это не интернет-магазин.

3. Техническая составляющая. Во-первых, все баги, или ошибки на сайте. Например, вы бродите по сайту, и вдруг попадаете на страницу 404: на ту страницу, которой нет. Либо вы зашли по меню такого-то товара, и оказались на какой-то непонятной странице, не имеющей к этому товару никакого отношения. В принципе, это и есть техническая ошибка. Во-вторых, мы анализируем различные технические элементы. Может быть, на сайте есть калькуляторы, или онлайн-консультант, или форма подписки.

То есть насколько технически выстроен сайт с точки зрения удобства пользователя. Чем больше таких пунктов, тем больше балов получает интернет-магазин. Если кто-то увидит интернет-магазин с летающими бабочками, то ставьте ему сразу единицу. Сайт, сделанный на flash, может быть безумно красивым, но купить на нем товар у вас может с первого раза и не получиться. Может быть, технически у него будет 8 или 10 баллов, но в плане удобства заказа и других опций он получит 1, 2, или 3 балла, что в итоге повлияет на очень низкую общую оценку.

4. Цены должны быть конкурентоспособные. И у конкурентов могут быть слишком высокие, либо слишком низкие цены. Если цены среднерыночные, то сайт получает больше баллов, если есть расхождение, особенно в большую сторону, то он получает меньше баллов. Если цена у конкурента ниже, чем на рынке, то он получает 10 баллов.

Однако нам трудно понять, насколько долго он может поддерживать подобные цены, как давно они стоят, и может ли он в принципе себе позволить подобный демпинг. И здесь одно из двух: если конкурент продает по низкой цене, значит, у него есть возможность по низкой цене привозить. Либо он профан.

5. Обслуживание клиентов. В этот пункт входит то, как на сайте «облизывают» клиента. Снова смотрим, есть ли в интернет-магазине онлайн-консультант, насколько быстро служба поддержки реагирует на заказ и пр. Вы делаете заказ и смотрите – перезвонили вам или нет? Если вам перезвонили в течение 1 минуты, то все, можно ставить 9 или 10. Если не перезвонили вообще, то это не ваш конкурент, по крайней мере, в плане сервиса.

6. Варианты оплаты. Чем больше вариантов оплаты предлагает интернет-магазин, тем больше баллов он получает. Тут все понятно.

7. Варианты доставки. Опять же, чем больше вариантов доставки предлагает интернет- магазин, тем больше баллов он получает. Мы видели интернет-магазин, который принимает только наличные и банковские переводы. Такие магазины получают 2 балла. Наличные – это хорошо, банковский перевод, извините, три дня идет, и только после этого они выписывают товар на доставку. Пример: инфракрасные обогреватели.

То же самое с доставкой. Если только самовывоз, то это не интернет-магазин. Если самовывоз плюс доставка по Москве – это более-менее, но как они будут доставлять в регионы? Если есть самовывоз, доставка по Москве курьером, доставка почтой, доставка EMC, доставка различными курьерскими службами на выбор – это очень сильно. Конечно, они там скорей всего запутаются, но им смело можно поставить 10 баллов.

8. Цитируемость. Есть ли интернет-магазин в социальных сетях, насколько его цитируют СМИ и так далее. Понятное дело, что если вы будете рассматривать в качестве своего конкурента интернет-магазин enter.ru, то у него сразу 10, потому что ребята очень хорошо и в социальных сетях представлены, и в СМИ, и так далее. «Мертвая» группа не считается представлением в социальных сетях.

Если там реклама непонятно кого, все могут писать свои посты, или всего три человека в группе – это не есть нахождение в социальных сетях. Соцсети можно очень просто проверить. Обычно интернет-магазины ставят себе на главную страницу сайта виджеты, по которым вы смотрите на то, как идет жизнь вашего конкурента в соцсетях. Если хотя бы раз в неделю, но желательно каждый день, у них в группе или в сообществе постится какая-то информация от лица магазина, то это жизненный показатель. Если такого не происходит, то, скорее всего, интернет-магазин мертвый. Не интернет-магазин, а именно группа. Что касается СМИ, тут способы оценки разные.

Можно исходить из ощущений, можно просто вбить в Яндекс название интернет-магазина и посмотреть, что по этому названию выдается еще, где о нем пишут. Более сложный путь – различные сервисы отслеживания инфо-пространства, типа babki.ru. Подобный сервис выдаст вам частоту цитируемости магазина по соцсетям, форумам, информационным ресурсам и пр. И чем больше цитируемость, тем больше людей знают об этом интернет-магазине, следовательно, тем больше пунктов мы ему ставим.

9. Маркетинговые фишки. Что это означает? Если вы заходите на сайт, видите белый фон и товары, и больше там ничего нет – это значит, что мы ставим ему 0 или 1. Если у них на сайте есть какой-нибудь баннер, который рассказывает посетителям об акции, о какой-то скидке… или элементы для up-sale, cross-sale (дополнительных продаж и перекрестных продаж) – это и есть маркетинг в чистом виде. Что это означает? Допустим, вы заходите на страницу товара, а внизу появляется блок, который тоже вас может заинтересовать, и вы просматриваете не только нужный вам товар, но и кликаете по этому блоку, попав на страницу совершенно другого товара.

Допустим, сайт trendsbrands.ru – на нем есть блок up-sale (допродаж), который анализирует уже просмотренные вами страницы и по аналогии предлагает вам какие-то дополнительные товары. Тут тоже нужно смотреть на качество. Если такой блок есть – это уже хорошо, можно поставить +1 балл. А если такой блок есть, и он еще анализирует то, что вы смотрите, то вы ставите сразу +2, +3 балла. Это то, что касается up-sale. То же самое относится к cross-sale (перекрестным продажам) – добавление в корзину, удаление из корзины. В корзину заходишь, тебе предлагают еще какие-то принадлежности купить, или дополнительные аксессуары.

Следующий маркетинговый элемент – блог интернет-магазина у них на сайте. На том же trendsbrands.ru есть блог. Допустим, посвященный галстукам. Читаешь про галстуки, очень интересные тексты. А в конце тебе приводится 8 вариантов галстуков, которые можно купить, и ссылка на переход в соответствующий каталог с галстуками. Это большой плюс. Таким образом, в этом пункте мы оцениваем потенциальную способность сайта добавить посетителю в корзину еще больше вещей.

10. Е-mail-маркетинг. Во-первых, есть ли у интернет-магазина рассылка. Во-вторых, насколько хорошо она оформлена по дизайну и удобна. В-третьих, насколько рассылка информативна. Вы можете завести какой-нибудь тестовый e-mail и вписаться в эти рассылки, посмотреть, что вам придет, просто внешне пробежаться и по ощущениям понять – нравится вам это или нет. Есть email-рассылка – хорошо, 2-3 пункта, есть e-mail-рассылка и она работает – уже можно 5 баллов ставить, хороший дизайн – 8. А если и хороший дизайн, и информация, и еще есть кнопка «купить», которую вам самому хочется нажать – это уже 10 баллов.

11. SEO, позиция в поисковиках. Тут можно просто посмотреть по товарам. Вы открываете Яндекс, Google и вбиваете те товары, которые продаются на сайте интернет-магазина. Допустим, интернет-магазин продает продукты. Вы вбиваете «купить свежее мясо» или «купить картошку», что-то еще, чем больше пунктов вы зададите, тем больше вы будете понимать. Затем нужно посмотреть, на какой позиции в выдаче находится интересующий вас интернет-магазин.

Если он все время располагается в первой тройке, то это сразу 10. Если он находится в первой десятке – можно поставить 7-8 баллов. Если интернет-магазин ни разу не появился на первых двух страницах, то 1-2. Если он вообще в поиске нигде не появляется, то ставим ноль.

12. Реклама. Заходим в Яндекс, вбиваем те же запросы, что в предыдущем пункте, и смотрим уже не в поисковой выдаче, а в контекстных блоках сверху и справа. Если интернет-магазин есть и постоянно там появляется – это хорошо, значит, у них рекламная кампания качественно сделана. Если не появляется, то рекламы нет.