Принципы выбора названия торговой марки или фирмы

выбор названия фирмы

Создание любой торговой марки начинается с выбора название. Грамотно и точно подобранное название- это один из залогов успешности производителя, лицо выпускаемых линеек продуктов и его позиционирования на рынке среди предприятий аналогичного профиля производства.

Название в торговой марке – это то, что потребитель воспринимает в первую очередь при рассмотрение упаковки, и оно не должно вызывать у него недоумение или негативные ассоциации. К примеру, имеющаяся на рынке торговая марка пельменей “Желтая подводная лодка” как минимум вызывает непонимание в глазах потребителя и отсутствие логической связи с упакованным продуктом.


При выборе названия необходимо опираться на следующие основополагающие и дизайнерские принципы:

1) Логичность. Выбранное название должно быть логичным. То есть слово, которое берется за основу в торговой марке, должно так или иначе относиться или ассоциироваться с тематикой производства.

В связи с чем слова можно разделить на три направления с учетом рациональной логики:
-прямо ассоциативные
-косвенно-ассоциативные
-произвольные, или нейтральные.

К первой группе логичного выбора слова можно отнести те, которые являются наиболее очевидными и соответствуют данному продукту. К примеру, для хлебопекарного производства такими словами могут служить “Русский Хлеб”, “Сибирский пекарь” и подобные. В том случае, когда при разработке дизайна не столь важно использование прямо-ассоциативных названий, то можно пойти по пути косвенных слов.

Такие слова не напрямую ассоциируются с каким либо производством, а больше проецируют зрительные образы потребителей на схожесть стилистического и тематического решения. К примеру, та же хлебопекарня в качестве названия для торговой марки может выбрать “Восход”, “Традиция” и другие слова. “Восход” связанное непосредственно с темой хлеба, но при этом сразу вызывает ассоциации с ярким солнцем, поднимающимся над полем, что уже является косвенной ассоциацией с пшеницей, а значит, и хлебом.

Слово “Традиция” задает тему чего то устоявшегося, привычного, надежного, а тема традиционности – одна из указывающих на хлебопекарную промышленность, что так же является косвенной ассоциацией. Третьи подбираемые слова с логической точки зрения, нейтральные, или произвольные – это те слова, которые могут послужить основой для качественного и продуманного дизайна, но при этом вообще не связаны с профилем производства.

Сюда можно отнести фамилии, или какое нибудь яркое, запоминающееся. В любом случае, не особо важна групповая принадлежность слова, главное – обеспечение логичности в нем;

2) Оформительный потенциал. Слово в торговой марке должно быть не только логичным по своей сути, но и обладать определенным композиционно-графическим потенциалом. То есть тогда, когда происходит выбор слова, необходимо и комплексно рассматривать те графические средства и приемы, которые можно использовать при проектировании дизайна. То есть выбранное слово должно обыгрываться графическими средствами, и развивать заложенную в него тематику, а не противоречить ему.

К примеру, если за основу названия выбрать слово “Традиция”, то в оформлении должны присутствовать строгие консервативные черты, соответствующая цветовая гамма и элементы. При таком слове неуместно выглядели бы яркие динамичные элементы, которые не связываются с заданной темой.

3)Наличие одного или двух слов в названии. Слово не должно быть слишком длинным и сложно читаемым. Как правило, в дизайне стараются в названии использовать не более двух слов, а в идеале необходимо стремиться к одному. На рынке можно встретить примеры, в которых используется три, и даже четыре слова. Но в этом случае надписи получаются слишком нагроможденными, и торговую марку почти невозможно сделать лаконичной.

В качестве наглядного примера можно взять два названия-“Сибирячка” как основа для торговой марки, и “Сибирская государственная продовольственная компания”. Оба названия содержат в себе “сибирскую” основу, но в первом случае можно выстроить лаконичный дизайн, используя элементы сибирской природы или стилизованное изображение девушки-сибирянки, и при этом эта торговая марка будет хорошо читаться и запоминаться, потому что содержит только одно слово.

Второй пример содержит целых четыре слова, и уже само по себе название является перегруженным и слабо узнаваемым. При условии, что к нему добавятся какие либо элементы, торговая марка будет слабо восприниматься и не будет продвигать товар на рынке.

4) Точность и емкость. Часто потребители сами заменяют сложившееся название или имя марки на народное выражение, которое настолько «прирастает» к нему, что первоначальное имя практически перестает использоваться.

К примеру, почему автоматический фотоаппарат стали называть «мыльницей»? По двум причинам: во-первых, он действительно похож на мыльницу по форме и, во-вторых, обращаться с ним так же просто. Многие слова своеобразно «прилипали» к товару, так как они очень метко характеризовали форму и конструктивные особенности: так, «тарелкой» называют спутниковую антенну, «книжкой» — стол аналогичной конструкции;

5) Краткость. Как люди называют «Промышленно-строительный банк»? «Промстройбанком» или еще — «ПСБ». Почему не полным наименованием? Слишком длинно. По этой же причине Сберегательный банк России именуют в народе «Сбербанком», говорят не «Центральная клиническая больница», а «ЦКБ».

Поэтому операционная система «Microsoft Windows» была упрощена до «Винды», компьютер сократили до «компа», «Apple Macintosh» стал простым «Маком». Сокращение длинных и сложных наименований до простого и выразительного слова характерно не только для российских потребителей; Еще рекомендую прочитать статью как улучшить работу время работы iphone на Айфоне.

6) Экспрессивность. Важной особенностью русского языка является его экспрессивность, т. е. способность передавать в речи не только содержание понятия, но и свое отношение к нему. Так, замена слова « телевизор» на «ящик» передает пренебрежительное отношение к качеству передаваемой информации и уровню передач.

Или нейтральное слово «ресторан» часто замещается выразительным словцом «кабак», выражающим атмосферу, качество кухни и уровень обслуживания. Негативное отношение к использованию готовой фонограммы на концертах передается в коротком и язвительном слове « фанера»: в нем выражено что-то примитивное, грубое и ненастоящее;

Таким образом, если мы не хотим, чтобы предложенное производителями название народ не заменил своим хлестким словцом, нужно позаботиться о том, чтобы имя бренда было точным, емким, кратким, живым, эмоциональным и благозвучным. Имя бренда должно быть пригодно для использования в различных марочных коммуникациях и разнообразных контекстах использования.

Марочное название также не должно надоедать или раздражать при длительном и интенсивном использовании. Это общие требования к имени бренда.