Тестирование пользовательского интерфейса с участием пользователей

аналитика сайта

Иногда забывают и об этом конкретном этапе тестирования, цель которого – непосредственно перед запуском сайта проверить с участием реальных пользователей его окончательную версию, прошедшую через проектирование и разработку.

На этом этапе проектировщик в последний раз осматривает сайт и находит последние ошибки и недочеты, которые были случайно упущены при тестировании группой контроля качества. После идентификации целевой аудитории сайт тестируется по тем сценариям, которые сопряжены с высоким риском или создавали проблемы в предыдущих версиях сайта. По итогам этого цикла тестирования принимается решение о готовности сайта к запуску. Если в ходе тестирования вскроются сколько- нибудь значимые проблемы, возможно, следует внести исправления и повторить тестирование.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1… Пуск!

«Главное – создать продукт, а пользователи найдутся… »

Этот принцип часто упоминается – и почти так же часто опровергается. Вы можете построить самое прекрасное и удобное приложение, дать ему путевку в жизнь, а через два месяца обнаружить, что никто им не пользуется. Что случилось?

Пользовательское признание определяет, в какой мере пользовательская база, на которую вы ориентировались в своих разработках, использует сайт или приложение. Некоторых проблем с признанием удается избежать благодаря приемам поисковой оптимизации (глава 8) – это поможет пользователям найти ваш новый сайт.

Признание означает также, что по хорошему UX-проектирование не прекращается с завершением проекта и не ограничивается рамками того проекта, над которым вы работаете.

Вы можете помочь отделам маркетинга, поддержки, связей с общественностью и повышения квалификации обеспечить беспроблемное развертывание и формирование пользовательской базы, воодушевленной вашим сайтом или проектом. Для этого вы должны помочь учесть три фактора, которые влияют на признание пользователями:

• личная выгода;
• поддержка;
• общественное мнение.

Личная выгода

Один из важнейших вопросов, на которые должен найти ответ пользователь: «Какая мне от этого польза?»

Каким бы замечательным ни был ваш сайт, если вы не сможете быстро разъяснить его уникальные преимущества для определенного типа пользователей (или одного из персонажей, описанных вами в ходе проектирования), у вас могут возникнуть трудности с привлечением пользователей.

Часть преимуществ очевидна: «Благодаря этой функции вы можете публиковать фотографии в своей сетевой галерее буквально одним нажатием кнопки ».

Другие не столь явны: «Этот инструмент фиксирования рабочего времени упростит контроль затрат времени для каждого проекта ».

Вы потратили свое драгоценное время на сбор информации о пользователях; теперь воспользуйтесь своими знаниями и помогите отделу маркетинга адаптировать рекламу к конкретным потребностям этих пользователей.

Поддержка

Если пользователь нуждается в подсказке о том, как работает сайт, как он сможет получить ее? Кроме контекстной поддержки, которую обеспечит результат вашей прекрасной работы по UX-проектированию, необходимо также организовать обучение и службу поддержки клиентов.

Что ваши пользователи охотнее предпочтут: традиционные занятия в классе или онлайновое обучение? А может быть, некоторые пользователи вообще откажутся от обучения, полагая, что найдут все необходимое на самом сайте? Нужно ли предусмотреть поддержку в форме онлайн- чата или пользователям достаточно поддержки по телефону и электронной почте?

Организация поддержки – непростая задача. Если вы будете хорошо понимать своих пользователей, ваша помощь отделам обучения и поддержки пользователей станет более эффективной.

Общественное мнение

В наши дни «сарафанное радио » стало мощнейшим фактором влияния. Какую репутацию имеет компания вашего заказчика и ее нынешний сайт у целевых групп пользователей?

Даже если репутация положительная, это не означает, что от вас не потребуется никаких усилий: репутацию необходимо поддерживать. Не рассматривайте хорошую репутацию как повод для того, чтобы пропустить остаток этого раздела: поддержание репутации требует не так уж много усилий, тогда как поправить испорченную репутацию может оказаться затруднительно. Небольшие усилия в этом направлении окупятся с лихвой, так что продолжайте чтение.

Если репутация оставляет желать лучшего, вам потребуется приложить много сил для улучшения имиджа продукта. Возможно, стоит связаться с сообществом пользователей и выявить, кто определяет общественное мнение, каким способом они предпочитают общаться и как влияют на свою аудиторию, – а затем привлечь их на свою сторону.

Существует много способов вовлечения пользователей с помощью социальных сетей и изменения их мнения по отношению к заказчику, его компании и его сайту. Помогите заказчику выявить возможности вовлечения пользовательских сообществ и направить их в нужное русло.

Если все три фактора в порядке, а степень использования продукта все еще недостаточно высока, подумайте, что именно конкуренты предпринимают для удовлетворения потребностей пользователей. Чем ваш продукт или сайт выделяется на фоне других?

После запуска продукта

Мы живем в интересное время: очень многие компании запускают свои продукты в состоянии «бета ». Бета- запуск обычно подразумевает, что тестирование сайта с целью поиска ошибок, недочетов, сбоев и других проблем выполняется с участием настоящих, а не специально отобранных пользователей. Когда то бета- версии предоставлялись только разработчикам, но в наши дни распространенной практикой стала передача бета- версий сообществу пользователей целиком.

На протяжении бета-фазы очень важно правильно организовать передачу информации, чтобы сообщения обо всех проблемах, возникших у пользователей, регистрировались и передавались по назначению. Все выявленные сбои в функционировании системы должны фиксироваться, а информация о них должна поступать в распоряжение проектной команды. Следует предусмотреть также механизм, который позволяет пользователям сообщать о проблемах соответствующим членам проектной команды.

Если такой канал общения не организован, если UX- проектировщики, графические дизайнеры и разработчики не знают, что происходит на фазе бета-тестирования, часто напряженной и стремительной, обновление и повторное развертывание веб-сайта может произойти без соответствия единой стратегии.

Аналитика после запуска

google analytics
Сразу после запуска сайта http://truemisha.ru следует как можно скорее приступить к накоплению данных по его использованию. Лучшим источником информации является журнал посещений (лог-файл). К сожалению, в списке людей, имеющих доступ к этой информации, UX-проектировщики занимают далеко не первые места; найдите того, кто отвечает за хостинг, и примените свои навыки ведения переговоров.

Инструменты веб-аналитики способны дать более глубокое представление о посетителях. Наряду с прочими характеристиками вы будете знать:

• кто из посетителей пришел на сайт впервые;
• кто пришел на сайт повторно;
• количество просмотров страниц;
• продолжительность просмотра страниц;
• глубину просмотра страниц;
• какие страницы являются популярными точками выхода с сайта;
• продолжительность посещения;
• степень воздействия рекламы;
• использованные для поиска слова, результаты поиска, а также повторные поисковые запросы.

Эти данные помогут вам выявить слабые места сайта и понять, где у пользователей возникают проблемы. Хотя аналитическая информация может показаться сухой и перегруженной числами, она позволит вам поставить правильные вопросы в ходе тестирования после запуска.

Если вы хотите поближе познакомиться с веб-аналитикой, начните с книги Авинаша Кошика (Avinash Kaushik) «Web Analytics: An Hour a Day»1 (Sybex, 2007).