Как создавался логотип Carsshina

Я в последнее время захожу на различные дизайнерские форумы. Там часто можно встретить просьбы начинающих
дизайнеров о помощи. Одним нужно прокомментировать свои эскизы, другие задают вопросы по учебной литературе, третьи спрашивают, где и как лучше учиться. Мне захотелось помочь этим ребятам.

Эта брошюра – не заумный трактат о теории создания логотипов. Не исследование истории происхождения знаков. Я решил просто прокомментировать одну собственную дизайнерскую работу.

Не потому, что хочу ею похвастаться. Просто мне кажется, что так лучше всего можно показать некоторые приемы работы с логотипами. Кроме того, я объясню причины принятия тех или иных дизайнерских решений. А еще вы
увидите конкретные примеры поиска идей и проследите их развитие. В брошюре выражено мое мнение, которое может не совпадать с мнением читателя. Я не отвечаю за действия, выполненные читателем после прочтения этой брошюры и за неверную интерпретацию ее содержания.

Ну что ж, приступим? Сейчас я расскажу по порядку как строилась работа над созданием логотипа компании CARSSHINA, специализирующейся на услугах выездного шиномонтажа.

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
Для начала посмотрим на логотипы конкурентов. Стоп! Какие конкуренты? А где встреча с заказчиком и постановка задачи? Нет, все правильно. Лучше начинать с анализа рынка, я чуть позже объясню почему. Итак, нам нужно узнать особенности построения логотипов компаний рынка шин и дисков, а также выездного шиномонтажа. Хорошо бы выявить главные тенденции, отличия логотипов этого сегмента рынка от других. Вот несколько логотипов компаний предлагающих выездной шиномонтаж.

Логотипы компаний
Логотипы компаний, предлагающих услуги выездного шиномонтажа


Какие основные закономерности мы видим? Практически все здесь используют крупные жирные шрифты. Поэтому все знаки выглядят достаточно тяжеловесными, можно сказать, брутальными. Преобладающие цвета – черный, красный, оранжевый. Часто видим использование образов автомобильных колес, шин.

Для сравнения я сразу же приведу несколько логотипов другого типа. Допустим, это будут логотипы музыкальных звукозаписывающих студий и репетиционных баз Москвы. Вот несколько логотипов таких фирм.

Логотипы звукозаписывающих студий
Логотипы звукозаписывающих студий и репетиционных баз Москвы

Заметили разницу? Логотипы более раскованные, буквы смещаются относительно друг друга, использованы современные декоративные шрифты. Вот уж где появилась отличная возможность поиграть шрифтами и графикой, показать свою причастность к последним трендам в дизайне и дать волю фантазии!

Вернемся к нашему шиномонтажу. Я не случайно так много места уделил сравнительному анализу разных логотипов. Выводы, которые мы сейчас сделали, помогут нам точнее определить, в каком направлении двигаться, и удержат от выхода из своей рыночной ниши. Это очень важный момент. Раньше в погоне за эффектной идеей я начинал работать в направлении, никак не связанном с бизнесом заказчика. Да, порой получалось красиво. Но эта работа не принималась. Я не мог тогда понять, что даже начинающей компании очень важно, чтобы ее логотип уверенно смотрелся среди своих конкурентов, чтобы он не «выпадал из обоймы» по дизайну и цвету.

Вот вывод, к которому я пришел за годы работы: предлагай своему клиенту только такой дизайн, который полностью соответствует его рыночной нише!

Попробуйте подставить любой логотип из рисунка 2 в рисунок 1 и Вы поймете что я имею в виду. Вот почему, прежде чем идти на первую встречу, надо изучить логотипы конкурентов вашего заказчика, выяснить особенности этого рынка. Тогда Вы с самого начала сможете ограничить область поиска и сэкономите на этом кучу времени. Вы просто не позволите себе уходить в сторону, развивать тупиковые направления дизайна.

Итак, еще раз назовем результат наших исследований: логотип должен быть достаточно брутальным, с жирными шрифтами, с использованием автомобильных образов. Основные цвета – черный, оранжевый, красный.

Возьмем это за правило для данной работы. Соблюдение этого правила позволит нам сэкономить время и быстро добиться оптимального результата, не затрачивая при этом каких-то особых усилий. Забегая вперед, скажу, что именно так у меня и получилось. Работа была выполнена в этом ключе и принята заказчиками. Такую методику я применяю регулярно. Она уже много раз себя оправдала. Главное, ее нужно применять. Вспоминаю поговорку: «Знать и не использовать – значит не знать». По-моему, очень точно сказано.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ. НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА
Формулировка задачи выглядела примерно так: Нужно сделать логотип и фирменный стиль для новой компании на рынке автоуслуг, которая специализируется на услугах выездного шиномонтажа, а также продаже шин и дисков через Интернет.

Пожелание было одно: как-нибудь обыграть две буквы S в середине слова. Позднее заказчик захотел использовать только черный и желтый и белый цвета. Это было связано с тем, что желтым был автофургон Mercedes, на базе которого создавался комплекс выездного шиномонтажа. Напомню, что выездной шиномонтаж это главное направление бизнеса компании. Таким образом, благодаря автофургону определились корпоративные цвета. Это будет сочетание черного, желтого и белого.

Задача поставлена. С чего начинать? Во время изучения рынка я заходил на сайты конкурентов. Они тоже продавали шины и диски. Помню, обращал внимание на красивые, графичные рисунки протекторов некоторых современных шин.

Выходит, уже тогда началась работа по генерации идей. Я решил искать в шинах образ знака. Целью было сделать так, чтобы знак выглядел как рисунок протектора и при этом в нем читались две буквы S. Непростая
задача, верно? На проработку этой темы ушло довольно много времени и сил. Сложность состояла в том, что для передачи рисунка протектора подразумевалось использование трехмерных изображений со светотенью. Из-за них логотип становился слишком сложным, дробным. Мелкие детали при уменьшении могли слиться и превратиться в грязное пятно.

Вот что у меня получилось в результате. Не сказал бы, что я очень доволен этими вариантами. Однако решил показать их как первый шаг в поиске.

Варианты логотипа на основе рисунков протекторов шин
Варианты логотипа на основе рисунков протекторов шин

Очень важно не пропустить момент, когда ты поймешь, что заходишь в тупик. Тогда надо сменить направление. Не биться лбом в стену, не тратить напрасно время и силы. Я так и сделал. Как ни была мне дорога тема
протекторов, я отказался от нее. И, как показало время, поступил правильно. Дизайнеру необходимо быть гибким, уметь использовать разные подходы.

Много времени было потрачено, прежде чем понял эту истину. Раньше я упорствовал до последнего, ошибочно принимая свою зацикленность за целеустремленность. Часами вымучивал одно тупиковое решение, крутил
его так и эдак, но в результате все равно отступал.

Дизайнер должен быть гибким! Хорошо, когда есть в запасе одно или два альтернативных направления для вашей работы.

Итак, надо было искать новый путь. Второй заход было решено посвятить образу дороги, уходящей в перспективу. На основе изображения двух букв S. Откуда взялись такие решения? Сначала – рисунок шин, потом уходящая вдаль дорога. Ответ прост. Я всегда в процессе работы с самого начала стараюсь отталкиваться от материала заказчика. Не люблю высасывать идеи из пальца. Верю, что сама тема всегда подскажет направление поиска. Этого обычно бывает достаточно. Дальше одна идея приводит за собой другую, та, в свою очередь, третью .

Для меня творческий поиск похож на механизм из шестеренок, как в часах. Достаточно повернуть одну, как она приводит в движение вторую, третью, четвертую и т.д. Пока не натолкнешься на интересную идею. Так и
получилось в этот раз. Первая тема протекторов родилась спонтанно, когда я анализировал рынок клиента. Кстати, в этом еще один довод в пользу подготовительных работ. Таким образом можно автоматически прийти
к первой идее логотипа. «Боязнь чистого листа» нам уже не страшна.

Отработав тему протекторов, я решил сменить направление. И здесь именно слово «направление» подсказало, куда двигаться дальше. В изгибах букв S вдруг родился образ дороги с белой разметкой посередине. Что же, это тоже автомобильный образ. Я стал развивать его. Вот что получилось в результате отбора вариантов «автодорожной» темы.

Варианты логотипа на основе уходящей вдаль дороги
Варианты логотипа на основе уходящей вдаль дороги

Ну что сказать? Пожалуй, верхний вариант с рисованным изображением дороги выбивается из стилистики шиномонтажных компаний, не правда ли? Это же противоречит тому, что я недавно так защищал! Нет не противоречит.

Приведу тот вывод еще раз: Предлагай клиенту только такой дизайн, который соответствует его рыночной нише! Так я и не предлагал! Логотип компании CARSSHINA таким быть не должен. Он не будет таким, все правильно.

Но я нарочно вставил этот вариант в брошюру. Вставил, чтобы показать на реальном примере, насколько гибким и непредсказуемым бывает творчество. Его нельзя загонять в слишком жесткие рамки.В самом начале, анализируя знаки конкурентов, мы выработали основные характеристики логотипа. И наш знак будет им соответствовать.

Но пока мы только движемся к нему. Ищем идею, прорабатываем различные подходы. Мы не зацикливаемся на чем-то одном. И вот, что я Вам скажу: именно этот легкий, рукописный зигзаг подтолкнул меня к финальной идее логотипа! Да-да, именно так! Вот почему он здесь опубликован. Как еще один пример работы «творческих шестеренок».

В этой уходящей вдаль дороге увидел финальное решение. Это решение соотвествовало всем требованиям. Логотип получился достаточно энергичным, брутальным. В нем сочетались тема автодороги с дорожной разметкой и две буквы S. Цветовая гамма – черный и желтый. Все как задумывалось. Этот знак понравилось и мне и заказчикам. Они его приняли сразу. Не пора ли посмотреть на него? Вот, пожалуйста.

Доработанный вариант логотипа с дорогой.
Доработанный вариант логотипа с дорогой.

Конечно, работа на этом не остановилась. Как Вы видите, в рамках этой концепции тоже были разные эскизы. Неоднократно менялось цветовое и композиционное решение. Но все это было в рамках уже принятой
генеральной линии создания логотипа.

Еще один совет: очень важно сразу тестировать все варианты логотипов в реальных ситуациях использования.

В данном случае он стоит на пробном макете визитки. Я так делал со всеми вариантами. В книге это заняло бы слишком много места. Поставьте сразу ваш эскиз на визитку, бланк, сайт, ценник. Посмотрите, хорошо ли он
сочетается с другими текстами и иллюстрациями. Проверьте, как знак будет смотреться при масштабировании.

Иногда на форумах встречаются такие вопросы: «Каковы требования к логотипу?», «Каким должен быть идеальный знак?». На эту тему много можно найти теоретических материалов. Я предлагаю просто поставить ваш логотип в реальную ситуацию где он будет использоваться. Вы сразу все увидите. Будет ли он перегружен деталями, ясно ли будет прочитываться, какие ассоциации будет вызывать, и т.д. Вы сразу поймете ЗНАК это, или просто красивая картинка.

Еще одно важное замечание – фирменный блок. Ваш логотип почти всегда будет стоять с текстом описания компании или со знаком копирайта. Лучше сразу подумать об этом Хорошо, если в момент получения заказа вы точно будете знать, какие слова будут стоять рядом с логотипом. В моем случае было, увы, не так. Только создав логотип, я выяснил, что фирменный блок будет в два раза больше чем я предполагал.

Из-за этого все пришлось несколько доработать. Кроме знака и визиток, были сделаны бланк, сайт, эскизы оформления автофургонов, рабочих комбинезонов, бейсболок. Но это отдельная тема, выходящая за рамки
данной книги.

Вот как смотрятся финальные макеты визиток. Первая предназначалась для сотрудников. Вторая визитка корпоративная, для раздачи потенциальным клиентам компании.

Финальный вариант
Финальный вариант персональной и корпоративной визитки компании CARSSHINA.

Теперь я хочу поставить свой логотип в один ряд с конкурентами и убедиться в том, что он находится «в обойме». Как я уже говорил ранее, молодой компании очень важно сразу заявить рынку о себе, как о серьезном игроке.

Кстати, мое участие в этом проекте не ограничивалось дизайном. Я был одним из тех предпринимателей, которые создавали CARSSHINA с нуля.

Говорю об этом, потому что на собственном опыте почувствовал, как важно в бизнесе правильно позиционировать себя с самого начала. Роль логотипа, фирменного стиля здесь очень важна. Помню, как-то на переговорах один потенциальный клиент отметил «качество нашего брендинга». После этих слов вести переговоры стало проще. Мы показали себя профессионалами.

Вот как выглядит финальный вариант логотипа наряду с конкурентами. Я надеюсь, что компания CARSSHINA действительно займет достойное место в своем бизнесе.

Логотипы компаний рынка выездного шиномонтажа.
Логотипы компаний рынка выездного шиномонтажа.

Кстати, еще рекомендую заказать быструю доставку цветов по всему миру. Цены не кусаются. Доставляют быстро. Все ок.