Критерии качества вёрстки

Критерии качества вёрстки

Можно выделить четыре основных критерия, которые делают вёрстку качественной:

• единообразие;
• стилистическое и смысловое соответствие;
• грамотная композиция;
• отсутствие ошибок вёрстки.

Последний пункт, ошибки в вёрстке, мы рассмотрим отдельно и чрезвычайно подробно, а сейчас остановимся на том, что скрывается за первыми тремя пунктами.

Единообразие
Стиль и способы вёрстки должны быть выбраны раз и на какое-то время — если речь идёт о книге или газете, то как правило, они полностью оформляются в едином стиле, если речь о журнале — там могут быть варианты, но в любом случае единое оформление прослеживается на уровне структурных частей издания: разделов, или хотя бы отдельных страниц.


Единообразие вёрстки подразумевает использование единой системы шрифтового и графического оформления, заранее продуманной и не меняющейся на протяжении работы.

Во многих случаях единообразие подразумевает совпадение оформления не только в пределах издания, но и в пределах многих изданий — например, принято использовать единое оформление для разных номеров газет
и журналов, а в случае книг — в пределах серии изданий.

К единообразию оформления также можно отнести единую систему используемых выделений в тексте, о которых речь пойдёт в следующих разделах урока.

Стилистическое и смысловое соответствие.
Мы уже говорили о том, что шрифты имеют

определённое стилистическое наполнение, которое может конфликтовать со смыслом текста, оформленного с их помощью. Точно так же стилистическое наполнение имеют и другие элементы оформления: от иллюстраций до линеек и рамок, используемых в оформлении.

Все эти элементы должны соответствовать смыслу и содержанию публикации, или хотябы не конфликтовать с ним. Можно придумать множество примеров, например:

◆ грубой ошибкой будет оформлять художественные издания без учёта их тематики, например, используя графические элементы в стилистике ар-деко для оформления книги, посвящённой эпохе Ренессанса, или
модернистское оформление для книги по истории Древнего мира;

◆ не менее грубой ошибкой будет использовать излишне вычурное оформление для деловой документации или технической литературы;

◆ равно как и нейтрально-строгое оформление будет неуместным для развлекательной или детской литературы;

◆ некоторые приёмы оформления, привычные в одних изданиях, не будут уместны в других — например, оформительский приём, при котором каждая глава произведения начинается с новой страницы, не стоит использовать в произведении, где встречаются очень короткие (меньше страницы) главы, и т. д.

При оформлении серии изданий — например, серии книг избранных произведений разных писателей — можно использовать максимально нейтральное оформление, пусть в ущерб подчёркиванию стилистики и смысла каждого отдельного произведения, но с целью избежать конфликта оформления с содержанием других произведений в серии.

Кстати, известный теоретик типографики Ян Чихольд был нередко критикуем современниками за то, что отказывался от единообразного оформления серии изданий, выпускаемых издательством Penguin Books, для того, чтобы создать уникальное оформление для каждой книги, максимально подчёркивающее и оттеняющее её содержание.

Грамотная композиция
Оформление печатной продукции вполне подчиняется общим законам композиции — равновесие, ритм, и другие принципы композиции действуют и здесь.

Грамотное композиционное решение издания — пропорции страницы, размер и положение полосы набора, размеры полей, размеры колонок и расстояния между ними, соотношение размера кегля и размера страницы, и проч. — совершенно необходимо для создания законченной, красивой книги, журнала или газеты.

На эту тему существует множество книг и статей, включая написанные известными вам Яном Чихольдом и Аркадием Мильчиным — и это неслучайно, поскольку никакие ухищрения дизайнера при оформлении текста не спасут книгу или журнал, если сама композиция страницы была создана неудачно.

Также верстка бывает и на веб-сайтах. Пример можно посмотреть в магазине по продаже межкомнатные двери Италия.